Patrick Pohlit
Конституционный суд РФ вынес 02.07.2020 Постановление N 32-П о недопустимости взыскания прокуратурой вреда от неуплаты налогов в ситуации, когда недоимка была списана в результате ошибок самих госорганов. Нестандартный способ взыскания был выбран после того, как взыскание налогов налоговыми органами стало невозможным с процессуальной точки зрения. Данное Постановление КС РФ не только защищает права налогоплательщиков, но и укрепляет правовую систему с точки зрения правовой определенности, разделения властей и соблюдения процессуального законодательства.
По результатам проведения выездной налоговой проверки Инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик, имевший в проверяемый период статус индивидуального предпринимателя (ИП), без должной осмотрительности вступал в деловые отношения с контрагентами и необоснованно заявил налоговые вычеты по НДС, что привело к занижению налога, подлежащего уплате в бюджет. В этой связи налоговый орган принял решение доначислить налогоплательщику НДС, пени и штраф.
Поскольку на момент проверки налогоплательщик не имел статуса ИП, инспекция инициировала взыскание недоимки в судебном порядке. Однако суд отказал во взыскании, поскольку инспекцией был пропущен полугодовой срок взыскания, в связи с чем налоговый орган списал недоимку как безнадежную ко взысканию.
Несмотря на это, прокурором был подан иск о взыскании материального ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации. Исковые требования прокурора о взыскании с налогоплательщика материального ущерба были удовлетворены.
Конституционный Суд РФ (КС РФ) в Постановлении от 02.07.2020 N 32-П с этим не согласился и указал на необходимость разграничивать собственно налоговые обязательства, регулируемые НК РФ, и обязательства по возмещению вреда, обусловленные неисполнением налогоплательщиком своих налоговых обязанностей вследствие совершения преступлений лицами, ответственными за такое неисполнение. Во втором случае обязательства должны быть обусловлены, в первую очередь, прямой и непосредственной причинной связью между противоправным деянием и вредом, причиненным потерпевшему, включая публично-правовое образование (ППО).
КС РФ подчеркнул, что при упущениях государственных органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении процедур и форм налогового принуждения, судопроизводства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено, поскольку обусловлено упущениями самого органа, а не поведением физического лица, создавшим невозможность взыскания недоимки.
Вышеуказанная позиция КС РФ имеет существенное значение для налогоплательщиков (как для физических, так и для юридических лиц), поскольку устанавливает значительные ограничения на произвольное использование госорганами неналоговых способов взыскания налоговой задолженности.
Komentarze